GLORY, GLORY - MANCHESTER UNITED

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » GLORY, GLORY - MANCHESTER UNITED » ЛЕГЕНДЫ » ЭРИК КАНТОНА


ЭРИК КАНТОНА

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Эрик Кантона / Eric Cantona

После выигранных чемпионатов Англии 1965 и 1967 года, МЮ не добивался побед до 1993 (!) года. Возрождение клуба состоялось благодаря именно этому игроку. За шесть лет, что Кантона выступал за «Манчестер Юнайтед» чемпионский титул был упущен лишь однажды – в 1995 году, когда Кантона был дисквалифицирован на 8 месяцев за удар болельщика. Когда клубный журнал «Манчестер Юнайтед» провел опрос: кто является лучшим игроком клуба за всю историю, то он занял первое место, опередив Чарльтона, Бекхэма и Беста.

Эрик Кантона родился: 24 Мая 1966 года
Франция, Нападающий.

Командные достижения:

Чемпион Франции 1991 года
Чемпион Англии 1992, 1993, 1994, 1996, 1997 годов
Обладатель Кубка Франции 1990 года
Обладатель Кубка Англии 1994, 1996 годов
Чемпион Европы среди молодежных команд 1988 года.

Личные достижения:

Обладатель «Бронзового мяча» третьего футболиста Европы 1993 года. (по версии журнала «France-Football»)
Обладатель «Золотого мяча» лучшего футболиста Европы 1996 года. (по версии журнала «Onze Mondial»)
Лучший футболист Англии 1996 года. (по версии спортивных журналистов)
Лучший футболист Англии 1994 года. (по версии игроков)
Лучший футболист в истории «Манчестер Юнайтед».

Сборная:

Всего сыграл 45 матчей и забил 20 голов.
Первый матч 12.08.1987 г.
Последний матч 18.01.1995 г.

Эрик Кантона родился в Марселе 24 мая 1966 года. В мае 81 года он начал играть за Осер (Auxerre) и к 82 году стал игроком юношеской сборной Франции. Весь 1984 год он прослужил во французской армии. После этого он был отдан в аренду клубу второго дивизиона Martigues, через год он вернулся в Осер, где провел сезон 86/87. Его игра за Осер привлекла внимание как тренера национальной сборной, так и тренера сборной для игроков до 21 года. 12 августа 87 года он сыграл первый матч за сборную Франции против команды ФРГ, Кантона забил гол, но французы уступили 1-2. В 1988 году в составе сборной для игроков до 21 года Эрик выигрывает Чемпионат Европы. В июне 88 года он заключил контракт с марсельским Олимпиком (Olympique-Marseille) за тогда рекордную во Франции сумму в 3.9 млн долларов, это был переход в команду мечты его детства. Вскоре после этого он был отстранен от игр за национальную сборную, несмотря на публичные извинения, за оскорбления в адрес тренера Анри Мишеля (Henri Michel).

Дополнительные трудности появились у Эрика после товарищеского матча против московского Торпедо (январь 89 года), когда он в сердцах бросил свою футболку, в знак протеста против своей замены. С этого момента он находился в Марселе в "подвешенном" состоянии. Позднее он был отдан в аренду клубу Girondins-Bordeaux и в июле 89 года подписал контракт с клубом Montpellier-Herault. В конце сезона 89/90 годов Кантона выигрывает вместе с Монпелье Кубок Франции и после этого сразу же приглашается в сборную ее новым наставником Мишелем Платини (Michel Platini). В конце своего пребывания в Монпелье он подрался в раздевалке с помошником команды. Летом 90 года Эрик вновь возвращается в Марсель и становится значительной фигурой в том звездном составе Олимпика. Его успехи в Олимпике были прерваны на три месяца (в октябре 90 года) из-за травмы связки колена. В конце сезона, так и не сумев завоевать место в основе Олимпика Эрик переходит в клуб Nimes-Olimpique за $1.7 млн. Став капитаном команды, Кантона вновь сталкивается лбом с футбольными властями. Будучи удаленным с поля, он швыряет мяч в судью и после этого вызывается на дисциплинарную комиссию. Комиссия приговорила его к месячной дисквалификации, но Эрик увеличил ее до двух месяцев, назвав членов комиссии идиотами. Решив, что с него довольно, он разорвал контракт с клубом и в декабре 91 года объявил о том, что уходит на отдых. Позднее он убеждается, что неплохо бы поиграть в Англии и далее начинает вести переговоры с Шеффилдом (Sheffield Wednesday). Но руководство клуба, по-видимому, было нерасположено подписывать с ним контракт без испытательного срока, после чего они расстались.

31 января 92 года Лидс (Leeds United) делает решительный шаг и подписывает с Эриком контракт. Его дебют в Англии состоялся 8 февраля в матче против Олдхэма (Oldham), а 29 февраля он забивает свой первый гол в ворота Luton Town. К апрелю Кантона стал идолом болельщиков Лидса и они на матчах постоянно распевали песни в его поддержку. Эрик стал культовой фигурой после того как помог Лидсу стать чемпионом Англии в 92 году и сделал хет-трик в матче за Charity Shield против Ливерпуля. Удивительно, но прочно заняв место в основе Лидса и находясь на пике популярности он 27 ноября 92 года за 1 млн переходит в Manchester United. Его дебют пришелся на товарищеский матч, посвященный пятидесятилетию легенды португальской Бенфики (Benfica) Эйсебио (Eusebio), а дебют в Лиге пришелся не матч с Manchester City, который состоялся 6 декабря 92 года, Кантона вышел на замену, а Manchester United выиграл 2-1. Свой первый мяч за United он провел 19 декабря в ничейной (1-1) игре против Chelsea. Приход Эрика оживил команду и она выиграла чемпионат 92/93 впервые за 26 лет. На тот момент Эрик стал первым игроком, кто последовательно выиграл два чемпионата с двумя разными командами. В следующем сезоне Manchester United и Кантона вновь стали чемпионами и в придачу выиграли Кубок Лиги.

В сезоне 93/94 с 18 мячами он стал лучшим бомбардиром United и забил еще 2 пенальти в финале Кубка Лиги против Chelsea, который Manchester United выиграл 4-0. В том же 94 году Ассоциация профессиональных футболистов (Profesional Footballers Association) назвала его игроком года в Англии. Несмотря на это, все успехи Эрика омрачились его дисциплинарными взысканиями. В матче против Лидса он плюнул в болельщика этого клуба и получил штраф в 1000 долларов. Будучи удален в матче Лиги Чемионов против Галатасарая (Galatasaray), он назвал судью жуликом и ввязался в драку с турецким полицейским, после чего был отстранен от участия в еврокубках на 4 матча. В сезоне 93/94 он поставил антирекорд, после того как был дважды удален в течении 4 дней в матчах против Swindon Town и Arsenal, получив пятиматчевую дисквалификацию. Самая знаменитая из его выходок случилась 25 января 95 года в матче против Crystal Palace, в ответ на поток расистских выкриков со стороны фана Crystal Palace Мэтью Симонса (Matthew Simmons) Кантона перепрыгнул через рекламный щит и ударил Симонса ногой. Это событие заполонило, первые и не только, полосы газет на недели. Руководство Manchester United заявило, что Эрик будет оштрафован по максимуму, который оговорен в его контракте, а также пропустит все матчи за команду до конца сезона. Критика в адрес Кантоны неслась со всех сторон, журналисты, игроки и комментаторы полагали, что только пожизненная дисквалификация будет уместным наказанием для Эрика.

В феврале комиссия английской Лиги расширила наказание и отлучила француза от всех матчей до конца сентября 96 года и оштрафовала его на 10 тыс. ФИФА (FIFA) в свою очередь распостранила это наказание на все международные матчи, а французская федерация сняла с него обязанности капитана сборной. В марте суд приговорил его к двум неделям тюрьмы, но после того как стали раздаваться голоса о том, что Кантона вовсе не опасен для общества, судья смягчил приговор в результате чего Эрик получил 120 часов общественных работ. Manchester United сохранил веру в свою заблудшую звезду и в марте 95 года предложил Эрику новый трехлетний контракт. Во время своего вынужденного отпуска на французской Мартинике (Martinique) со своей беременной женой, Кантона напал на репортера из ITN, который нарушил строгий французский закон о неприкосновенности частной жизни. Эрик вернулся в клуб 1 октября 96 года, в матче против Ливерпуля он сделал голевой пас и сам забил мяч, игра закончилась в ничью 2-2. Кантона вскоре вновь обрел былую форму и вплоть до окончания сезона являлся капитаном команды.

Победа над Middlesbrough в последнем матче сезона сделала Manchester United чемпионами, а через несколько дней Эрик в качестве капитана вывел United на поле в финальном матче Кубка Лиги против Ливерпуля. Гол Кантоны на 86 минуте принес United второй дубль за два года и сделал француза первым капитаном-иностранцем выигравшим этот Кубок. В сезоне 95/96 Кантона был назван лучшим игроком года в Англии по версии Ассоциации футбольных журналистов, таким образом он стал вторым игроком United (после Дж. Беста) с 1968 года, кто выиграл эту престижную награду. Несмотря на его игру в том сезоне, он так и не был приглашен в национальную сборную, хотя многие настойчиво этого требовали. Возведенный в ранг гения в Англии и став культовым игроком для Old Trafford, во Франции у него так и остался имидж "плохого парня". В сезоне 95/96 Кантона провел 106 матчей, плюс один выход на замену, и забил 53 мяча. Следующий сезон ознаменовался тем, что Эрик вместе с United выигрывает свой четвертый титул чемпиона Англии. Приблизительно через неделю после окончания сезона он объявил о своем уходе из футбола. С тех пор он вернулся вместе с семьей во Францию и занялся бизнесом не связанным с футболом.

Непревзойденный мастер кунг-фу

«Кантонады»

Уже в 17-летнем возрасте Кантона, воспитанник известной футбольной академии Ги Ру в Осере, обратил на себя внимание необычайно дерзким поведением на поле. В одной из матчей за вторую команду «Осера» он подрался сразу с семью (!) игроками соперничавшей команды. И самое удивительное — вышел победителем в столь неравной битве: четверых неприятелей отправил в больницу, троих, более робких, обратил в бегство.
Через четыре года, в 1987-м, Кантона обратил свою ярость уже против своего товарища по команде — вратаря Брюно Мартини, сразив его наповал ударом кулака. Этот инцидент послужил главной причиной его выдворения из «Осера», с которым он только несколько месяцев как заключил профессиональный контракт.

В следующем клубе — «Марселе» — Кантона продержался менее года. Но и за это недолгое время успел наломать немало дров. Для начала—опять же едва успев дебютировать в рядах сборной — наградил наставника трехцветных Анри Мишеля серией эпитетов, начиная с «самого некомпетентного тренера в мире» и заканчивая незамысловатым «мешком дерьма». Обличительство стоило ему годичного отлучения от сборной. Затем, весной 1988-го, Эрик со злости швырнул футболку в лицо арбитра, считая, что его несправедливо заменили. Матч был не простым — благотворительным, поэтому выходка Кантоны вызвала всеобщее возмущение.

Ну а завершилось его пребывание в «Марселе» в тот момент, когда он поднял руку на самого Бернара Тапи. Владелец клуба пригласил буйного форварда к себе в офис для нелицеприятной беседы, а Кантона, не признававший никаких авторитетов, недолго думая, набросился на босса с кулаками. Тапи не оставалось ничего другого, как сбагрить строптивца в аренду первому же попавшемуся клубу.

Таковым оказался «Бордо». Кантоне и там не понравилось, он намеренно саботировал тренировочный процесс, провоцируя руководителей подыскать ему новую команду. Следующим его пристанищем стал «Монпелье». В одном из последних матчей сезона 1989/90 (против «Лилля»), когда «Монпелье» предпринимал отчаянные попытки, чтобы не вылететь, Кантона запустил бутсы в лицо своему партнеру Жан-Клоду Лемо. Последовала очередная дисквалификация. Отбыв ее, Эрик успел еще выступить за «Монпелье» в последней игре сезона — финальной кубковой — и помочь клубу выиграть трофей. Но терпеть его дальше там не хотели.
Пришлось Бернару Тапи после двух аренд возвращать «блудного сына» к себе. Тот дал обещание вести себя смирно, но вот незадача—в октябре 1990-го Кантона получает травму колена, а когда залечивает ее, места в составе ему уже не находится. Хотя золотую медаль чемпиона он все равно получает наряду со всеми.

Летом 1991-го «Марсель» тоже потерял надежду извлечь из него какую-то реальную выгоду и продал Кантону за полтора миллиона долларов в «Ним». В декабре в матче с «Сент-Этьеном» Эрик швыряет мяч в лицо арбитру, удалившему его с поля. Его вызывают на заседание дисциплинарной комиссии и объявляют наказание: дисквалификация на три матча. Тут с Кантоной происходит припадок ярости. Подходя поочередно к каждому из почтенных старичков, сгорбившихся за столом, тычет чуть ли не в стекла очков и повторяет: «Ты — идиот! И ты идиот! И ты! И ты!»... Три матча превращаются в четыре месяца.

Кантона понимает, что зашел слишком далеко и что места во французском футболе для него больше не найдется. В этот критически и для себя момент он объявляет даже о завершении карьеры (и это в 25-то лет). В январе 1992-го его, удрученного и не знающего, что делать дальше, навещает Мишель Платини. Он дает ему такой совет: раз не получилось ничего на родине, надо переплыть Ла-Манш и попробовать поискать счастья в Англии. Предложение было необычно: это сейчас иностранцев там пруд пруди, а тогда футбол туманного Альбиона обходился одними британцами, за редким-редким исключением. Нога француза же туда не ступала вообще.

Кантона решается на радикальный шаг. Первый клуб, в который он пробует пристроиться, — «Шеффилд Уэнсдей». Он участвует в одном товарищеском матче, но, когда тренер Тревор Фрэнсис предлагает ему продлить испытательный период на неделю, посылает его подальше.
«Лидс» оказался более сговорчивым. Он взял Кантону без всяких проб и ...стал чемпионом! Триумф, однако, не настроил Эрика на благодушны и лад, постоянны ми дрязгам и он испортил отношения с тренером Ховардом Уилкинсоном и вынудил того продать себя в «Манчестер Юнайтед» за миллион фунтов.

Когда М Ю первый раз приехал с Кантоной в Лидс, французу не понравилось, как его встретила публика, и он плюнул в одного из местных болельщиков. Плевок обошелся ему в тысячу фунтов штрафа. В матче с «Галатасараем» осенью 1993-го, в котором манкунианцы не смогли выиграть и попасть в Лигу чемпионов. Кантона обрушился с руганью на судью Ротлисбергера, показавшего ему красную карточку, и получил четырехматчевую дисквалификацию от УЕФА.

В марте 1994 года он вдавил шипы своих бутс в тело соперника из «Суиндона» Джона Монкура, наступив на него, причем, как казалось, намеренно, всей своей внушительной массой. В июле того же года, работая на чемпионате мира в США в качестве телекомментатора, он избил работника пресс-службы «Роуз Боул». В августе очень грубо, прямыми ногами вперед, атаковал защитника «Глазго Рейнджере» Прессли. И хотя тот поединок был товарищеским, его снова дисквалифицировали натри матча.

Ну а потом последовал тот знаменитый январский 1995 года бросок в стиле кунг-фу, о котором говорилось вначале. Не дожидаясь разбирательства этого инцидента Английской ассоциацией, МЮ отстранил Кантону от игр до конца сезона. Мера была суровой, но ассоциация не согласилась с ней, продлив дисквалификацию до 30 сентября. Таким образом, Кантона отлучался от футбола более чем на восемь месяцев и попутно еще был приговорен к 10 тысячам фунтов штрафа и 120 часам общественно полезных исправительных работ. Он отрабатывает эти часы, тренируя детскую команду, которая под его руководством выигрывает и чемпионат и кубок в своей возрастной категории.

Вынужденный отдых от футбола Кантона отправился проводить вместе с семьей в Гваделупу. Про него пели частушки: «Перед отплытьем в Гваделупу Эрик показывал ...манеры, но потерял он чувство меры, и выходило очень глупо». Там, на Антильском острове, вновь не обошлось без эксцессов: Кантона как следует прошелся по физиономии дотошного тележурналиста, который пытался снять его, развлекающегося, на камеру.
В те годы французские журналисты придумали два неологизма, производные от фамилий двух популярных нападающих, — «папинады» и «кантонады». Первый из них означал акробатические удары, с помощью которых Жан-Пьер Папен часто поражал ворота соперников. «Кантонадами» же именовали фирменные удары Кантоны — кулаком в челюсть или ногой в пах.

Кантономания

На протяжении последнего семилетия своей карьеры Кантона представлял собой безотказно действующий счастливый талисман:
клубы, где он играл, неизменно становились чемпионами. За одним-единственным исключением — сезона 1994/95 года, когда он, отлученный от футбола, не имел возможности помочь МЮ на второй половине дистанции. И команда на глазах сникла, уступив лидерство, а затем и чемпионство «Блэкберну».

И это было, конечно, не просто совпадение. Оборотной стороной хулиганства Кантоны были ярко выраженные лидерские качества, воля к победе и взрывной темперамент. Со временем он научился давать выход своей неуемной энергии больше в мирных целях, и тогда «Манчестер Юнайтед», где он «созрел», стал поистине непобедим. Именно с его появления начался тот впечатляющий цикл «Красных дьяволов», который продолжается поныне, — 7 чемпионских титулов за 9 лет. До Кантоны МЮ не брал «золото» целых 26 лет.

Особенно весом был вклад Кантоны в победу 1996 года. На финишной прямой был такой отрезок, когда МЮ выиграл шесть матчей подряд с одним и тем же счетом — 1:0, и все шесть раз гол забивал Кантона! В результате манкунианцы обогнали оторвавшийся было от всех на приличную дистанцию «Ньюкасл», выдержали конкуренцию со стороны «Ливерпуля» и пришли к финишу первым. А Эрика номинировали как лучшего футболиста сезона в Премьер-лиге.

Тогда же достигла наивысшего всплеска охватившая Манчестер кантономания. Город сходил по нему с ума. Любимым лозунгом фанатов было «О! А! Кан-то-на!» В огромных количествах скупались футболки с его седьмым номером. Алекс Фергюсон признавался, что Кантона — лучшее приобретение в его жизни. Дэвид Бекхэм говорил, что готов часами наблюдать за его игрой и, будь он болельщиком, платил бы деньги даже зато, чтобы смотреть, как он тренируется. В Музее мадам Тюссо была выставлена его восковая фигура, благодаря чему за год музей посетило на350 тысяч человек больше, чем прежде.

Невероятно, но, когда клубный журнал МЮ решил провести опрос болельщиков, кого они считают величайшим игроком в истории клуба. Кантона опередил всех, включая и Бобби Чарльтона, и Джорджа Беста!

Гол жизни

И в такой момент всеобщего обожания и поклонения, оказываемых его особе, тренер сборной Франции Эме Жаке отказался взять Кантону на чемпионат Европы. Для всех это было подобно шоку. Поступок Жаке, который поставил крест также на других прославленных игроках — Папене, Жиноле, — не поддавался осмыслению. Без Кантоны трехцветные дошли до полуфинала, но игру показали довольно убогую.
За пару месяцев до Евро-96 Канто снялся в известном рекламном ролике под названием «Зло», который изрядно намозолил глаза всем, кто смотрел матчи чемпионата по телевидению. Ролик, представлявший собой новое слово в спортивной рекламе, был снят настолько художественно, что был удостоен международной премии Clio Gold Awards. Даже чересчур художественно, поскольку в ряде стран сочли, что Зло показано уж слишком злым, и показ запретили. Создатели клипа, рассчитывая, что Кантона станет одним из главных действующих лиц Евро так оно, по идее, и должно было быть), отвели ему главную роль. После виртуозных подкатов Мальдини, изысканных трюков Роналдо, удара через себя Брулина мяч попал к Кантоне, который могучим ударом сразил «мировое зло» наповал. А потом поднял воротник рубашки, в соответствии со своим стилем ношения формы, и хмуро, по-терминаторски, пробурчал: «О ревуар!»

Это был самый запоминающийся «гол» Кантоны в его карьере. И, может быть, ему не стоило его забивать. «Зло» отомстило ему тем, что он не попал на чемпионат Европы. Как отомстило потом Эдгару Давидсу, главному борцу против «мирового зла» во второй серии клипа—проигранным Евро-2000, допинговой дисквалификацией, непопаданием на ЧМ-2002. В борьбе с темными силами надо быть осмотрительнее...

Никто не ожидал, что Кантона так рано — в 31 год — оставит футбол. Разумных предпосылок для этого вроде бы не было. Но в этом он весь — гораздый на необычные поступки. При всей своей внешней мужиковатости он не чужд внутренней утонченности. Увлекается классической живописью, театром (еще в бытность футболистом приобрел в одном из парижских театров права на постановку спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф»?). Журналистов он иногда озадачивал нестандартными, поэтическими ответами на стандартные, прозаические вопросы. «When seagulls follow the trawler, it is because they think that sardines will be thrown into the sea» (Когда чайки преследуют траулер, они думают, что сардины выбросят в море) — такую фразу он произнес, выходя из зала суда, разбиравшего дело о его нападении на фаната Симмонза. Для всех так и осталось загадкой, что же, собственно, он имел в виду.

За годы, что прошли после его ухода из большого футбола, Кантона снялся в нескольких фильмах и нашел себя в его пляжном варианте, выполняя роль главного пропагандиста игры, которая может быть допущена на Олимпийские игры 2008 года.

0

2

Интервью Эрика Кантоны

Своим кратковременным пребыванием в «Манчестер Юнайтед» Эрик Кантона заслужил преданность многих болельщиков, которые спустя почти десятилетие, после того как он завершил свою футбольную карьеру, до сих пор скандируют его имя. Но до сегодняшнего дня  он держится в тени. Дэвид Уолш отправился на его поиски.

Его взгляд полон презрения. «Кантона был футболистом»- говорит он, «а не актером». Этот высокий, стройный молодой человек отвечает за обширный отдел DVD в магазине FNAC около станции «Святого Лазаря» в центре Парижа и возмущен моим предположением. «Кантона»- пытаетесь вы объяснить, «снялся в 11-ти фильмах, и некоторые из них были хорошо приняты». Его презрение только усиливается. «У нас нет ни одного его фильма в нашем магазине». Он произносит это, стоя среди разнообразной голливудской ерунды, вроде фильмов ужасов. «Вы не могли бы проверить это на своём компьютере?». Он находит второй фильм Кантоны- «Le Bonheur Est dans le Pré («Любовь в лугах»), на мгновение удивляется, а потом признает: «Да, он у нас действительно есть».

В большом магазине на Les Halles, продавец был более вежлив. «Никто во Франции не считает Эрика Кантону актером»,- говорит он, и набирает «Кантона» на своём компьютере. «Видите»,- говорит он. «Ничего». Первые восемь лет жизни в профессиональном футболе Кантона провел во Франции: «Осер», «Мартиж», «Марсель», «Бордо» «Монпелье», «Ним». Немногие считали его на родине хорошим футболистом. Не найдя понимания, он уехал в Англию.

Там, среди «красных дьяволов» «Манчестер Юнайтед» он играл словно ангел, который кажется, скользит через игры, ведя действие и одновременно как бы наблюдая за ним откуда-то с высока. Он делал экстраординарные передачи, забивал прекрасные голы, но если  и была одна вещь, которая отличала его от остальных - то это театральность его игры. Он считал себя не игроком, а актером; одаренный технически, всегда тщательно готовясь к матчам, он оставался шоуменом.  Иногда, после того как он забивал свои лучшие голы, он стоял неподвижно с выставленной вперед грудью, с поднятым подбородком по-королевски принимая одобрение трибун. Больше чем  любой другой футболист «Манчестер Юнайтед» Кантона  стал причиной того, что клуб впервые за 26 лет выиграл чемпионат в 1993 году. Он сыграл 181 матч, и покинул команду спустя четыре года, после прихода в «Юнайтед», но за короткое время стал там культовой фигурой.

Одаренный большим воображением, творческий и умный, он был великим футболистом. Как человек он был пылким, умным и изменчивым. И ещё в нем была  его галльская надменность и странная психологическая глубина. Такой игрок был только один – Эрик Кантона.

Ничто не поразило в его жизни на «Олд Траффорд» больше, чем его уход. Он просто сказал своим партнерам по команде «до свидания», когда они вышли от тренера после матча с «Ковентри» в конце сезона 1997 года. Они только что выиграли чемпионат страны, четвертый для Кантоны, и приблизительно неделю спустя клуб объявил о его уходе. К тому времени он был уже за пределами страны на пути к  новой жизни. Ему было всего 30 лет, и он был в полном расцвете сил.

Он не то чтобы вошел, а скорее влетел в холл отеля «Вестминстер» на Рю де ла Пе. Ты ещё раз убеждаешься, да, это действительно он, собственной персоной: никакого  PR-менеджера, сопровождающего агента и прочих  атрибутов знаменитости. Именно это его физическое появление поражает тебя: ему 40, но он выглядит на 35, улыбка никогда не покидает его глаз, и нет ни малейшего намека на то, что он когда-то профессионально занимался спортом.

Конечно, это не только привлекательная внешность. Он одевается с элегантной небрежностью: обычный свитер, который на нем прекрасно сидит, джинсы, всё выглядит отлично. Возвращаясь к временам его выступлений за «Манчестер», Ли Шарп и Рой Кин замучили бы Стива Брюса вопросами о его стиле в одежде. Брюс указал бы им  на шерстяной свитер и ковбойские ботинки Кантоны: «А как насчет  него?» «Брюси»- сказали бы они, «он выкручивается».

Кантона долго проделывал это, и не только со своей одеждой. Его умные рывки, неистовые удары с лёта, даже тот его «удар кун-фу» на «Селхерст Парк»- все это имело определенный стиль. Сегодня он хочет обыграть меня: это заметно по тому, как он улыбается, как делает паузы перед ответом и затем смотрит мне в глаза. Он  словно говорит: «Я знаю, в своей работе, ты сталкиваешься с людьми, которые разговаривают с тобой как с предметом, а я смотрю на тебя как человека».

Ты знаешь, что это другая работа Эрика Кантоны, и как со многими другими людьми в прошлом, с нетерпением ждешь продолжения.

Он хочет, чтобы ты знал, что у него в жизни сейчас всё хорошо. Действительно у него всё очень хорошо. На этой неделе он снимается в Париже у режиссера Жана – Пьера Мелвилля в фильме - римейке 1966 года «Le Deuxième Souffle» («Второе дыхание»). Он оживленно рассуждает о французском кино и о том, что в этой картине работает вместе с уважаемым французским актером  Даниэлем Отеем.

Его энтузиазм и его открытость неожиданны, как и преуменьшенное очарование. Этот улыбчивый и приятный человек и есть бывший футболист Кантона?  «Я был таким же, и когда играл»- говорит он, «но я сделал некоторые вещи, как, например, когда напал на того болельщика, впечатление от которых было очень сильным. Люди всегда держат это в своих головах. Это была только одна часть моей натуры. Большую часть времени я оставался очень спокойным. У меня хорошее кровообращение, я  хорошо себя чувствую физически и психологически. Я не испытываю стресса, не связан контрактом. Я чувствую себя словно резинка».

"Селхэрст Парк", январь 95-го: знаменитый удар "кун-фу"

Он хочет объяснить, что означал для него уход из футбола и почему он выбрал кино:  «Уход похож на смерть. Когда ты - футболист, ты делаешь нечто очень публичное, ты делаешь это, потому что испытываешь страсть к игре, и чувствуешь себя живым, когда делаешь это. Ты чувствуешься себя живым еще и потому, что люди признают тебя за ту работу, которую ты делаешь. Потом, когда ты уходишь, это похоже на смерть. Многие футболисты этого боятся, и именно поэтому они идут на телевидение, чтобы продолжать говорить о футболе. Они говорят не для того, чтобы чему-то научить публику, или высказать свою точку зрения, они делают это для себя. Это важно, потому что это помогает им снова чувствовать себя живыми и справиться со своими страхами подобной смерти».

«Мне было легче это сделать, потому что я хотел уйти, когда был ещё  молодым, и мне не пришлось уходить из футбола из-за травмы или потому что я больше не мог играть на высоком уровне. Я также знал, почему я интересен болельщикам, я не был наивен в этом отношении, и подготовился к жизни, где меня не признают. Но я ушел в такую публичную сферу как кино, так что я тоже боялся быть не признанным».

С самого начала, он понял весь риск попыток заработать признание в качестве актера. Он начинал поздно, без какого-либо образования  и с бременем того, что он был «Эрик Кантона - футболист». «Вначале мне было очень трудно по двум причинам: у меня не было опыта, и я был не очень хорош».

Он замечает на столе недавно купленный фильм «Le Bonheur Est dans le Pré («Любовь в лугах»)  и полагает, что его не стоило покупать, потому что это было лишь самое начало его карьеры, и это была незначительная её часть. Есть один фильм, снятый в 2003 году, и он хочет, чтобы его оценили, он называется L’Outremangeur («Обжора»), он играет в нем главную роль- полицейского инспектора Ричарда Селену, который является способным детективом, но в тоже время маниакально обжорлив и у него расстроена личная жизнь. Его булимия происходит от травмы полученной в детстве, и расследование разворачивается в центре отношений героя Кантоны и женщины-убийцы. Чтобы оставаться на свободе она должна делить с ним трапезу  в течение года. Во время съемок Кантона носил два камня для веса и костюм огромного размера, поставив  на карту всю свою актерскую карьеру.
 
Фильм "Обжора" : Комиссар Селена - Эрик Кантона

«Он проникает в суть этого очень одинокого человека и может делать это одним прикосновением, даже просто глубоким переживанием»- пишет Доминик Борде а «Фигаро». «Кантона придает правдивость этому тучному характеру…., это был смелый вызов, но бывший спортсмен, наконец, заработал себе имя как актер»- констатирует рецензент в «Мартин». «Кантона выглядит удивительно достойно и не воспринимается как полицейский инспектор»- считает критик Артур Блоз.

«Этот фильм – своего рода «Красавица и Чудовище»- говорит Эрик. «Я грузен и уродлив; она молода и красива. Я не могу смотреть на себя в зеркало, потому что я не могу принять свои размеры. Но в её обществе я начинаю влюбляться и принимать себя, таким, какой я есть. Я изучаю её глаза, и впервые в своей жизни нахожу то единственное зеркало,  в которое я могу смотреть. Я думаю, что это очень хорошее кино».

Поскольку он говорит об «Обжоре», то на мгновение становится инспектором Селеной, и его глаза выражают радость человека, который, через красавицу, нашел себя.

Эта непринужденность, с которой Кантона выражает свои эмоции, передалась ему по наследству, особенно от его отца Альберта. Они жили в Caillols, одном из наименее знаменитых предместий Марселя, и Эрик, который был средним ребенком в семье, где было три сына, рос с глубокой любовью к своему отцу.

Поскольку он работал медбратом в психиатрической клинике, Альберт не мог позволить себе путешествовать, но в воображении мальчика его отец побывал повсюду. После возвращения из школы Эрик шел в мастерскую отца, у них в доме, где он работал над своими картинами. И через 30 с лишним лет, Кантона до сих пор всё ещё помнит запах краски.

Альберт наблюдал за тем, как его сын играет и изучает футбол. Он сказал ему, что он должен делать, чтобы прогрессировать и Эрик тренировался снова и снова. «Моему отцу даже не нужно было говорить мне, что я хорош, я видел это в его глазах. Лучше если это не сказано, а тебе дают понять это другими способами». Поддержка Альберта привила Эрику ту этику тренировок, которая поразила всех тех, кто видел его в начале  карьеры в Манчестере. Его отношение к тренировкам сказывалось и на его партнерах по команде, и радикальным образом улучшило качество тренировок в клубе.

Джоэль (брат), Альберт (отец) и Эрик Кантона

По словам сына, живопись Альберта была выполнена  в хорошей технике и была очень созидающей. То, что Эрику больше всего запомнилось это страстность его отца. «Он очень страстно относился ко многим вещам. Он был сильным человеком, но в то же время был очень сентиментальным. Иногда он тебе что-то объяснял и начинал плакать. Он передал нам эту страсть и любовь к жизни».

«Это очень важно: когда ваше образование построено на этом, это прочная основа. И вы можете плакать, даже будучи очень сильным человеком. Вы можете найти что-то красивое и заплакать просто оттого, что оно настолько прекрасно. Есть ли проблема в том, что кто-то плачет? В некоторых семьях думают, что если мужчина плачет, то он похож на женщину. Я так не думаю. Вы можете найти эмоции в красоте вещей, и для меня это любовь».

Эта же пламенная страсть бушевала и в сыне и порой проявлялась в его футболе самыми самоубийственными способами.  Она убила первую, французскую половину его карьеры.  В 1988 году молодой Кантона напрочь разругался с Анри Мишелем, который тогда тренировал сборную Франции, а год спустя, бросил на поле футболку «Марселя», когда его заменили в матче против московского «Торпедо». Так же как потом «удар кун-фу» стал символом его времени проведенного в Англии, то, что он бросил в грязь футболку «Марселя» символизировало его разочарование восьмилетней карьерой во французском чемпионате.

И при этом он не смог спокойно покинуть родную страну. После того как он получил дисквалификацию от французской федерации футбола, Кантона каждого члена дисциплинарного комитета обозвал идиотом.  В итоге, Эрик покинул красавицу Францию, отправившись на север промышленной Англии - так  одна из самых больших насмешек в спорте пришла к своему финалу: французский футболист, обладающий богатой фантазией, мастерством, творческим потенциалом и чувством стиля был уничтожен на родине и обрел новый и теплый приют в Англии.

Хотя, Эрик не видит в этом ничего удивительного: «Много лет во Франции, команды играли, словно 11 баранов. Никто не играл с фантазией. Последний, и единственный, кто это делал, был Зидан. Все игроки – похожи друг на друга: одни и те же люди, один и тот же игровой стиль, одни и те же схемы. Во времена Платини играли с большей фантазией. Но уже в течение долгого периода времени теперь – это игра роботов».

«Когда я приехал в Англию, у них был свой игровой стиль, но они хотели открыть нечто большее. Я чувствовал это. Они хотели сохранить структуру, игру в пас, но им хотелось чего-то другого. И от того, что они добавили в свою игру, все получили удовольствие. Это изменение произошло не из-за меня. Я лишь приехал именно в то время, когда появилось это желание играть с большей фантазией. С тех пор как я ушел, много игроков показывает интересную игру, эту фантазию демонстрируют даже молодые английские футболисты».

Он отправился в Англию со своей женой Изабель и маленьким сыном Рафаэлем, и в течение трех лет семья жила в скромном двухквартирном доме недалеко от «Раундхэй Парк» в Лидсе. Изабель преподавала французский язык в университете Лидса, а ее муж в это время давал уроки футбола на полях по всей стране.

Когда они переехали в Манчестер они жили в другом маленьком двухквартирном доме в Бутстаун. Скромный дом был абсолютным отражением его натуры: он тратил свою страсть на игру, а не на внешние атрибуты. Спрашиваю его, почему он предпочитал жить не среди тех, с кем играл, а среди тех, для кого играл,  и он с легкостью отвечает: «Мне скучно в большом доме. Когда у тебя семья из четырех человек, зачем покупать дом с семью спальнями? Зачем мне делать это, просто чтобы показать людям, что я богат? Покупая дом, мне не надо показывать людям что, я богат - они и так это уже знают».

«Человеку, который покупает большой дом со множеством спален, вовсе не надо показать всем, что он богат, просто он, вероятно, беден внутри. Для меня атмосфера в доме очень важна: повсюду, где я был со своей семьей, я чувствовал себя комфортно. Когда я был футболистом, я никогда не думал, что я чем-то отличаюсь от других людей, у меня просто была отличная от них работа. Люди, которые добиваются успеха, хотят показать, что они другие, они живут в большом доме и пытаются жить в другом мире. Я хочу жить в этом мире. Я не представляю себя где-то в другом месте. Если у меня будет 11 детей, то я попытаюсь купить дом с десятью спальнями».

Из-за работы Изабель в университете Лидса, они еще в течение двух лет, после того как Эрик присоединился к «Манчестер Юнайтед» сохраняли свой дом в Лидсе. На него совершались нападения, подкладывались петарды в почтовый ящик, прокалывались автомобильные шины, но он не держит зла на фанатов «Лидса». «Я понял их чувства. Если бы я был одним из них, то я, наверное, сделал бы то же самое».

Он покинул «Юнайтед» в мае 1997 года, через четыре с половиной года после того, как пришел в клуб. За этот период «Юнайтед» четырежды выиграл чемпионат страны, а в том сезоне, когда им не удалось этого сделать, Кантона получил 8-ми месячную дисквалификацию за нападение на болельщика «Кристалл Пэлас». Он пришел к концу своей карьеры, потому что страсть, которая когда-то держала его в игре, ушла. Он заметил растущий меркантилизм футбола, и стремление к увеличению коммерческого дохода в «Манчестер Юнайтед». И в свой последний сезон больше не испытывал страсти и уникальной важности каждого матча.

«Что дает вам адреналин в футболе - это содержание самой игры, и когда тебя перестает это волновать, значит, ты потерял свою страсть к ней. И тогда единственная причина, по которой ты продолжаешь играть - это деньги. Я всегда говорил, когда мне было и 20 лет, что футбол это страсть, и если я однажды потеряю эту страсть, я уйду. Я так и поступил. Я бы никогда не играл за деньги. Даже если бы мне никогда не платили, то я бы всё равно играл с такой же страстью».

Как только решение было принято, он должен был уйти из футбола. Он не мог оставаться в Англии, не мог вернуться во Францию, так что он отправился в Барселону. Он был там 10-летним мальчишкой, когда гостил у бабушки с дедушкой по материнской линии, и это место вернуло его к сладким воспоминаниям.

Уход позволил ему найти время для других своих интересов- кино, фотографии, занятий живописью и игры ради собственного удовольствия в пляжный футбол. Кантона трижды возвращался на «Олд Траффорд» для участия в матчах в честь своих одноклубников и тренера, последний раз в 2001 году, когда проходила игра в честь Райана Гиггза, но он считает, что не должен оглядываться назад. Он не поддерживает контакт ни с кем из своих бывших одноклубников. «Я всегда был параноиком в отношении телефона»- говорит Эрик. «Когда я звоню, я никогда не знаю, а не тревожу ли я их.  Когда я встречаюсь лицом к лицу, я вижу, что другой человек открыт для разговора. По телефону вы легко можете соврать. Я предпочитаю получать удовольствие от беседы лицом к лицу».

Он нисколько не сожалеет об отсутствии контакта со своими прежними партнерами по «Юнайтед». Но Эрик не согласен с предположением, что для бывших футболистов в порядке вещей терять контакт с товарищами по команде. «Я не думаю, что это нормально. Некоторые футболисты очень близкие друзья. Это только я один такой».

И затем, практически отдельно, он объясняет, почему лучше иметь воспоминания, чем товарищеские отношения после завершения карьеры: «Во время своей футбольной карьеры, мы сильны, потому что все мы в одной лодке и нам всем угрожает опасность. Мы сотрудничаем, чтобы выжить, а потом, когда ты уходишь, у тебя больше нет этой цели. Ты больше не сидишь в этой лодке, и у тебя остаются только воспоминания. Ты знаешь, что больше никогда не будешь жить так, как ты жил в этой лодке. Это расстраивает, потому что, то, что у тебя было, было настолько сильным».

«В жизни, нет столь же интенсивных ощущений, которые ты испытывал как футболист, и я предпочитаю оставить это там. В реальной жизни, ну что мы можем сделать вместе? Мы можем встретиться вечером, выпить, поговорить о прошлом, и что потом? После это всё становится обычным».

«Это похоже на то, когда у тебя была с кем-то интенсивная любовная интрига, а затем вы расстались. Потом вы можете встретиться в кафе, но что хорошего из этого выйдет? Вы не собираетесь возвращаться назад вместе, не собираетесь испытывать те же чувства, которые у вас были прежде».

Что касается «Юнайтед» он остается его клубом, но он спрашивает себя, как он может болеть за команду, принадлежащую американским хозяевам, которые теперь думают только о том, чтобы удостовериться, что в клубе достаточно прибыли, чтобы они смогли оправдать свои инвестиции. Он не может найти  никакого оправдания такой поддержке, за исключением того, что его сердце всё еще держит его там.

Мы беседуем спустя четыре дня после игры «Юнайтед» с «Шеффилдом». «Ах, да, я до сих пор слежу за каждым результатом. Они проигрывали «Шеффилду» 1-0 перед перерывом, но победили, благодаря двум голам Уэйна Руни»- говорит Эрик.

После четырех лет в Барселоне, Кантона переехал в Марсель, а затем закончился его брак с Изабель. «Развод это нелегко, это всегда трудно. Я прожил со своей бывшей женой 20 лет, у нас было двое детей Рафаэль и Джозефина. Она из семьи, где никто никогда не разводился, я из семьи, где никто не разводился. И для детей и для нас это было тяжело».

Сейчас он живет в Париже со своей подругой и говорит, что если бы вы посетили его квартиру, то никогда бы не догадались, что он когда-то играл в футбол. Актерство и фотография - теперь его главные интересы, и когда издатели внушительной 35-килограммовой книги о «Манчестер Юнайтед» спросили его, а не хотел бы он включить некоторые из своих фотографий в выходящее издание, он согласился. Реализуя свои идеи и композиции, он в сотрудничестве с французским фотографом Ричардом Оджардом создал пять автопортретов. Эрик говорит, что мог бы объяснить каждый из них, но полагает, что этим только уменьшит воображение тех, кто будет смотреть на эти фотографии. «Я не хочу сказать, что это искусство, что было бы претенциозно - но в этом мире есть свобода у людей, которые это делают, и свобода у тех, кто на это смотрит».

Все эти фотографии показывают, как по-разному он себя видит. Футбол появляется на двух фотографиях, отражая его представление о том, что он никогда не сможет убежать от того, что он сделал как футболист. Кантона рассматривает игру как тень, которая следует за ним повсюду, иногда надоедает, но всегда остается тенью.

У него нет никаких планов на будущее, преимущество, которое он заработал для себя футболом. Он плывет по течению своей страсти: от футбола к кино, фотографии, живописи, независимо от того, что его взволновало. Вот в чём он уверен, это в том, что впереди ещё много чего предстоит сделать: «Я мечтал жить в мире созидания. В футболе я это сделал; теперь у меня есть другие возможности для этого, единственная вещь, которой я боюсь - это смерть».

«Иногда, когда я лечу в самолете, я немного боюсь, потому что мы можем мгновенно умереть в авиакатастрофе. В автомобилях тоже, хотя в автомобиле вы несколько контролируете ситуацию.  У меня есть флеш - карта и я никогда не беру ее в полёт. Я говорю своей подруге: «Если со мной что-то случится, я хочу, чтобы ты прочитала содержимое этой флеш-карты, и сделала, так как там написано». Она говорит: «Нет, нет, это не для меня».

«Я говорю ей: «Я хочу, чтобы  ты сделала эти вещи, если сможешь, и сказала людям:  «Это было желание Эрика, чтобы это произошло». Если я умру с флеш-картой, я умру со всем этим. Я хочу отправиться в лучший мир с тем, чтобы то чего я не достиг, было достигнуто кем-то другим. Я всегда думал, а сейчас в особенности, что главное не так как ты живешь, а как люди будут тебя вспоминать».

Я кладу перед ним футболку «Юнайтед» и хочу, чтобы он оставил на ней свой автограф. Он улыбается, признавая сейчас  футбольную тень за своего друга. Он спрашивает, кому он должен её подписать. «Дэну»- говорю я. «Дэн- это имя мальчика. Он юный футболист, который тоже иногда конфликтует с рефери, как это однажды сделали Вы».

Он пишет: «Дэну», после чего останавливается, и маркер балансирует в трех дюймах от футболки. В течение почти двух минут он думает о том, что ему написать. В комнате воцаряется тишина.

В итоге он пишет: «Ne jamais perdre sa passion! Ou s’en éloigner vite, Eric Cantona» («Никогда не теряй свою страсть! Или, если ты это сделал, быстро уходи, Эрик Кантона»).

В этом был весь Эрик Кантона. Он поблагодарил за воду, поднял воротник и исчез в парижских сумерках.

0

3

Ooh Aah Cantona

Эрик Кантона являлся самым влиятельным игроком в английском футболе в 1990х годах. Его пасы, видение поля, уникальная обводка, потрясающий контроль мяча, пушечный удар с любой дистанции и хладнокровная реализация голевых моментов сделали его одним из лучших футболистов соверменности. Но самым важным качеством, за которое его любили все болельщики было умение вести за собой команду в любой ситуации.

Кантона обладал уникальным характером и сложным темпераметром, однако вряд ли кто-то сомневается в том, что Эрик и Манчестер Юнайтед были созданы друг для друга. Когда Алекс Фергюсон удивил всю футбольную общественность и приобрел вспыльчивого француза из Лидса, большинство “специалистов” сомневались в правильности этого решения. Многие болельщиков МЮ также предполагали, что трансфер был сделан с расчетом на усиление скамейки Красных Дьяволов, однако спустя несколько месяцев станет очевидно, что Кантона является самым важным и самым лучшим игроком в составе Юнайтед.

Кантона стал последней частью отлаженного командного механизма сэра Алекса, которому было суждено прервать 26-летний безвыигрышный период в Чемпионате Англии. Ведомые французским гением, и показывая блистательный и искрометный футбол в середине 90х, Юнайтед просто давили своих соперников в Премьершипе, четырежды за 5 лет выигрывая Чемпионат Англии и дважды завоевывая Кубок Англии.

Вряд ли можно назвать Эрика самым дисциплинированным игроком в истории футбола, и во многом из-за частых красных карточек и дисквалификаций, Кантона не смог полностью продемонстрировать свой потенциал во Франции. Многие французские тренеры хотели иметь Эрика в своей команде, однако в начале своей карьеры надолго он нигде не задерживался. Родившись в Париже, он с детства был отдан в футбольную школу в Марселе и в 1983 году впервые дебютировал на поле в составе Осера. Талант Эрика был замечен тренерами французской сборной и уже в 1987 году Кантона провел свой первый матч против сборной ФРГ. В 1988 году он был продан чемпионам Франции, Марселю, за рекордную тогда сумму в 3.9 млн долларов, и на следующий же год выиграл Чемпионат и Кубок Франции в составе нового клуба. После ссоры с руководством клуба, он был отдан в аренду в Бордо, а после этого подписал контракт с Монпелье, с которым он в 1990м году выиграл Кубок Франции. Через год его снова продают, на сей раз в Ним-Олимпик, где он становится капитаном команды.

Частые переезды Кантоны были обусловлены не его игрой на поле, а своим поведением на стадионе и вне стадиона. В Августе 1988 Эрик оскорбил тренера национальной сборной Франции Анри Мишеля в интервью, назвав его "мешком дерьма", за что был изгнан из сборной на один год. В 1989 году, играя за Марсель, во время товарищеского матча, Кантона швырнул свою футболку на землю, недовольный заменой. Неприятности продолжали преследовать француза в Ним-Олимпик. После того, как он швырнул мячом в судью во время одного из матчей, Кантону дисквалифицировали на 3 игры. Разозленный Эрик во время слушания по тому вопросу во всеуслышание назвал трех представителей французской футбольной ассоциации, установивших наказание, полными идиотами, за что получил дополнительную двухмесячную дисквалификацию. Кантоне это дело надоело и в декабре 1991 он объявил об окончании своей карьеры и поклялся больше в футбол во Франции не играть. Спустя пару недель, правда, он переехал в Англию и провел несколько тренировок с Шеффилд Уэнсдэй, прежде чем подписать контракт с Лидсом в феврале 92го года и помочь команде завоевать чемпионский титул в том же сезоне.

15 матчей за клуб – и Кантона стал любимцем болельщиков Лидса, на каждой игре заводивших “Уууу-Аааа-Кантона.” Однако недолго музыка играла. После конфликта с тренером Лидса, клуб пошел на контакт с МЮ, где САФ был совсем не против подписания француза. Как потом признался Фергюсон, он часами сидел на телефоне обсуждая потенциальные сделки для команды и обронив имя Кантоны в разговоре с Ховардом Уилкинсоном (тренером Лидса), совсем не ожидал услышать в ответ предложение обсудить эту сделку. Две недели спустя Кантона стал Красным Дьяволом. И в ноябре 1992 года, сыграв 13 матчей за Лидс, Кантона был продан в Манчестер Юнайтед за скромную сумму в 1.2 миллиона фунтов. Наверное этот трансфер можно назвать сделкой десятилетия – за миллион фунтов Манчестер получил игрока, которому было суждено стать Королем Олд Траффорда…

И сделка стала приносить свои плоды в первом же сезоне. К слову, начало сезона для МЮ получилось провальным – клуб одержал только одну победу в первых 12 матчах и не забивал в последних 4. Юнайтед уже успел вылететь из Кубка Чемпионов и Кубка Лиги, да и все надежды на чемпионстве в Премьершипе потихоньку начинали испаряться… Приход Эрика развернул сезон на 180 градусов. МЮ проиграл только одну игру из тех 23 матчей, в которых Эрик принял участие! Эрик принял непосредственное участие в 22 из 46 забитых голов в своем первом сезоне, забив 9 мячей и отдав 13 результативных передач, ведя Манчестер к своему первому чемпионскому титулу за последние 26 лет. Год спустя Кантона привел свою команду к первому Дублю – чемпионству и Кубку Англии. В 1994 он был признан игроком года в Премьершипе и вернулся в сборную Франции, став ее капитаном.

Вполне вероятно то, что МЮ выиграл бы очередной Премьершип и Кубок Англии в 1995 году, но ей помешало то, что последние 4 месяца того года команда вынуждена была играть без своего лидера. Как все болельщики футбола прекрасно знают, Эрик был дисквалифицирован на несколько месяцев после того, как он продемонстрировал свое знание кунг-фу на “надоедливом” болельщика в игре против Кристал Пэласа 25 января. Этот момент с участием Эрика был показан сотни тысяч раз по всему миру и о нем было написано множество статей, так что вряд ли что-то к этому можно добавить. Эрик наверняка сожалеет о своем поступке (он позднее сам признался, что “слегка” переборщил с местью), ведь из-за него клуб не смог добиться поставленной задачи. Манчестер закончил сезон на втором месте и проиграл в финале Кубка 0-1. С Кантоной в основе все могло окончиться иначе. Впрочем, руководство Манчестера недолго раздумывало над наказанием. Наоборот, через месяц после начал дисквалиикации, они смогли договориться с Эриком о продлении нового контракта на три года к радости всех болельщиков Манчестера. По этому поводу была созвана пресс-конференция. Надо заметить, что Эрик терпеть не мог пресс-конференции, где он был вынужден общаться с журналистами – теми самыми журналистами, которые требовали исключения Кантоны из команды и пожизненную дисквалификацию для француза. Поэтому и на сей раз конференция была довольно корткой – после объявления о продлении контракта слово было предоставлено Эрику, который изящно ушёл от вопросов, заявив: “Мне сейчас надо уйти, потому что я опаздываю на тренировку команды, и я не хочу растерять игровую форму к моему следующему матчу… в октябре.” (пресс-конфереция проходила в мае).

И этот эпизод в матче против Кристал Пэласа только добавил к легенде великого игрока. Во время возвращения Эрика в основу команды в октябре на Олд Траффорде происходило нечто невообразимое – создавалось ощущение как будто сборная Франции играла на своем поле – таким было количество французских флагов! В первой же игре после дисквалификации в октябре 1995го против Ливерпуля, Кантона сначала выдал результативную передачу на Никки Батта, а затем на 70й минуте забил важнейший гол с пенальти. Он не только не растерял форму за последние полгода, но наоборот, умудрился заиграть еще лучше, чем он играл за год до этого. Феноменальные игры стало нормой для Эрика и МЮ в конце сезона сделал очередной дубль, завоевав чемпионство в Премьершипе и победив в Кубке Англии. В том же сезоне Кантона завоевал роль капитана команды, и именно он забил победный гол в финале Кубка Англии против Ливерпуля. Вполне предсказуемо, Кантона был назван Футболистом Года спортивными журналистами Англии, которые менее года назад требовали его изгнания из команды. И никто тогда уже не сомневался, что Эрик наконец-то нашел свой дом и свою команду.

Если в Лидсе Кантона быстро стал идолом болельщиков, в Манчестере он стал Богом. Фанаты МЮ преклонялись перед французом и относились к нему так, как они до этого не относились ни к кому за всю историю клуба. Кантона получил кличку “Король Эрик,” и на трибунах Олд Траффорда частенько можно было наблюдать потрясающую картину – цвета французского флага (красно-бело-синий) превосходили по количеству более традиционные цвета для Юнайтеда – красный, белый и черный. Даже сейчас, спустя 8 лет после того, как Эрик окончил карьеру, фанаты продолжают петь песни на стадионе, посвященные Кантоне.

Для многих болельщиков Кантона является символом возращания Манчестера в ряды лидеров Чемпионата Англии в 90х годах. И можно не сомневаться в том, что тот Манчестер, который мы сейчас знаем был бы совсем другим, если бы Эрик не перешел в ряды Красных Дьяволов. “Семерка” МЮ принял участие во многих запоминающихся моментах и играх: феноменальный удар слета против Уимблдона в 5м раунде Кубка Англии 1994го года, два идеально пробитых пенальти против Дмитрия Харина и его Челси в финале Кубка в том же году, два забитых гола в дерби против Манчестер Сити в следующем сезоне, победный гол против Ньюкасла в марте 1996го года и победный гол в финале Кубка Англии в 96м году, потрясающий по исполнению проход и гол против Сандерленда в декабре 97го…

Когда Кантона находился на поле иногда возникало чувство, что Юнайтед победить невозможно. Эрик своими действиями и словами внедрял в команду психологию победителей. Одного его вида было достаточно, чтобы завести остальных игроков команды. В юные годы его частенько критиковали за самоуверенность, но в Манчестере эта самоуверенность вдохновляла команду и пугала оппозицию. В то же время хладнокровие француза было просто поразительным – Эрик был штатным пенальтистом и реализовал 17 из 18 пенальти, играя в официальных матчах Манчестера (единственный раз он промахнулся в одном из своих последних матчей на выезде против Блэкберна, впрочем во втором тайме он все равно забил победный гол - свой последний гол за Манчестер - и МЮ победил 3:2! Играя с поднятым воротником, Кантона частенько выглядел как режиссер на поле, руководя действиями своей команды, размахивая руками. В Эрике не было ничего стандартного, как на футбольном поле, так и вне его. Он серьезно увлекался живописью, философией и поэзией, и не скупился на цитаты и аллегории во время пресс-конференций, частенько озадачивая журналистов своими нестандартными ответами на прозаические вопросы, что только добавляло к его энигматическому характеру и репутации.

Сезон 96-97го года был ознаменован очередной доминацией Манчестера в Премьершипе, однако в очередной раз команда не смогла добраться до финала Кубка Чемпионов. В основе команды начали закрепляться молодые ребята – воспитанники футбольной школы – Гиггз, Скоулз и Бекхэм. Кантона помогал становиться молодежи, и как потом признавались в интервью Скоулз и Бекхэм, без помощи Эрика они бы наверняка не стали такими хорошими футболистами...

18 мая 1997го года, спустя несколько дней после завоевания четвертого чемпионского титула для Манчестера в течение 5 лет, руководство Манчестера созвало пресс-конференцию, на которой было произнесено всего несколько слов:

We have asked you to come along today so that we may announce that Eric Cantona has indicated his wish to retire from football with immediate effect. (Мы попросили вас прийти для того, чтобы объявить о том, что Эрик Кантона с сегодняшнего дня решил закончить карьеру футболиста…)

Эта новость шокировала всех болельщиков МЮ. Эрику было 30 лет, он по-прежнему был неоспоримым лидером команды и никто не понимал его мотивов. А мотив, как потом сказал Кантона, был простым – он хотел уйти Победителем. Лучшим из лучших. И Эрик знал, что оставляет команду в надежные руки.

Уйдя из футбола, Эрик решил стать актером и снялся в ряде французских фильмов. Причем снимался частенько он в… не самых стандартных ролях. Среди наиболее нашумевших его ролей - однажды он сыграл роль гея-пирата в одном из французских сериалов, а несколько лет назад специально набрал вес, чтобы сыграть в роли жирного полицейского в фильме “Обжора”.

После окончания сезона 96-97, Кантона сыграл всего два матча – товарищескую игру, посвященную трагедии в Мюнхене и матч легенд Манчестера, по личной просьбе сэра Алекса Фергюсона. Однако, несмотря на то, что Кантона уже 8 лет не играет в команде, его популярность среди болельщиков по-прежнему перекрывает все границы. Редкая игра Манчестера обходится без пения хотя бы нескольких из многочисленных песен, посвященных Королю. Сейчас Эрик продолжает сниматься в фильмах, играет в пляжный футбол и периодически появляется в роли гостя на MUTV.

Так же неожиданно, как Эрик появился в Клубе, также неожиданно он ушёл. Король сдал свои полномочия, оставив трон пустым. Сэр Алекс Фергюсон был вынужден перестроить команду, которая до этого почти целиком зависела от Эрика. МЮ так и не смогли заменить его, хотя в любом случае вряд ли кто-нибудь смог бы это делать. И вряд ли мы когда-нибудь увидем равноценную замену великой легенде - Королю Олд Трафоорда.

What a friend we have in Jesus............he`s a saviour from afar
What a friend we have in Jesus.........and his name is Cantona....
Ooh Aah Cantona,Ooh Aah Cantona
Ooh Aah, Ooh Aah, Ooh Aah Cantona....
Ooh Aah Cantona.......

Любопытные факты об Эрике:

1. Из 23 игр, в которых Эрик принял участие в своем первом сезоне за клуб (с ноября 1992 по май 1993), МЮ лишь один раз потерпел поражение.

2. Эрик принял непосредственное участие в 22 из 46 голов, забитых клубом, забив 9 голов и отдав 13 результативных передач.

3. Любимый соперник Эрика – Манчестер Сити.

4. Он забил в каждом матче против Сити, когда выходил в стартовом составе.

5. Эрик ни разу не проиграл Дерби – МЮ одержали победу в 6 из 7 матчах против “горожан”.

6. Эрик забил 8 голов против 4х разных вратарей Сити: 3 гола против Тони Котона, два против Энди Диббла, один против Симона Трэйси и два против Айка Иммела.

7. Всего Кантона забил 80 голов в официальных матчах в составе Юнайтеда

8. 56 голов было забито правой ногой, 10 – левой, 14 раз он забил головой, 9 голов было забито из-за пределов штрафной плошади.

9. Уникальный факт – Эрик забил 17 пенальти, при этом в 16 из них он посылал вратаря в противоположный угол!!! Только Людек Миклошко из Вест Хэма угадал направление удара Эрика, но все равно до мяча не дотянулся.

10. Эрик сыграл в 14 матчах Кубка Англии. С ним в составе Манчестер не проиграл ни разу.

0


Вы здесь » GLORY, GLORY - MANCHESTER UNITED » ЛЕГЕНДЫ » ЭРИК КАНТОНА